Вячеслав Сонин: «Мы нацелены на развитие»
(Источник: http://www.63media.ru/press/23.11.2015/211022/)
Глава группы «Волгатрансстрой» рассказал, за счет чего планирует на треть увеличить выручку холдинга
Одна из крупнейших строительных групп региона, «Волгатрансстрой», рассчитывает в следующем году обеспечить 30% рост выручки. Какие направления бизнеса станут драйверами подъема в условиях кризиса, когда большинство игроков рынка с трудом удерживают прежние объемы или заметно проседают? Почему уменьшилось доля региональных контрактов в портфеле группы? С чем связаны существующие сейчас вопросы со стороны налоговых органов? Какие девелоперские проекты разрабатывает группа и может реализовать в Самаре? На эти и другие вопросы СО ответил председатель правления группы компаний «Волгатрансстрой» Вячеслав Сонин.
- Какую долю в портфеле контрактов группы «Волгатрансстрой» обеспечивают сегодня объекты, расположенные на территории Самарской области? Сохраняется ли положение, при котором основной источник ваших доходов обеспечивают контракты, реализуемые в иных регионах, а бизнес группы носит в большей степени федеральный, чем региональный характер?
- Как правило, основная доля наших заказов приходилась на объекты за пределами региона и составляла до 70%. В этом году такая пропорция сохранится. Лишь несколько раз контракты по области обеспечивали половину нашего бюджета.
По итогам 2015 года мы планируем выручить около 6,5 млрд руб. по строительно-монтажным работам. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился, примерно на 20 %. Из этого объема работ 2,5 млрд руб. составят контракты по Самарской области, и 4 млрд- в других регионах.
- Каковы ваши прогнозы относительно ситуации в будущем году? Снижение продолжится или сменится ростом?
- Бюджетный план на 2016 год предполагает рост выручки до 8,5 млрд руб. Этот объем уже законтрактован. Общий объем заказов у нас еще больше и превышает 12 млрд. По Самаре из подтвержденных лимитов ожидается заказов на сумму от 1,5 до 2 млрд руб., что меньше, чем в нынешнем году.
- Что именно обеспечит этот рост?
- У нас есть полное понимание по двум темам: станции метро в Москве и дорожному строительству в Приволжском федеральном округе. В частности, в Татарстане группа будет выполнять контракт на 1,68 млрд руб. Недавно мы начали работать в республике Коми. Там стоимость лота составит 600 млн. Если по итогам 2015 года объем наших работ по дорожному строительству просел, то в следующем году он станет одним из основных. Часть этих контрактов ВТС продолжит и в 2017.
- Значит, удельный вес транспортного строительства в структуре заказов будет увеличиваться?
- Это направление изначально было основным для «Волгатрансстроя», что отражено и в названии компании. Но в целом формируется определенная диспропорция между транспортным и гражданским строительством. Однако и последнее никуда не уйдет.
-Чем вызвано сокращение объемов заказов по Самаре? Насколько это связано со спорами «Волгатрансстроя» по подрядам на проектирование и строительство метро?
- Министерство строительства области (которое заключает контракты по самарскому метростроительству,- прим «СО») никогда ключевым заказчиком для нас не было. Его доля не превышала 10-15%. Сейчас в регионе у нас завершилось несколько контрактов с «Роснефтью» по модернизации местных нефтеперерабатывающих заводов. Именно это сказалось на снижении региональной части доходов в максимальной степени.
- «ВТС» наращивает объемы дорожного строительства за пределами области. Соответственно вы можете дать сравнительную характеристику, как эта сфера развивается в различных регионах? Достаточные ли ресурсы поступают на дороги в Самарской области?
- В Татарстане мы работаем уже более 10 лет, и занимаемся федеральными объектами, расположенными на территории республики. Финансирует работы федеральное дорожное агентство. Если сравнить Самарскую область с Татарстаном, то объем выделяемых там средств из государственного бюджета однозначно в разы больше. Наша группа выполняла контракт по федеральной трассе М-5, расположенной в Самарском регионе. Здесь также очевидна разница в объемах финансирования, подходах и технологиях строительства по сравнению с дорогой М-7 в Татарстане. Например, мы принимали участие в реконструкции трассы «Казань - Набережные Челны». Сегодня это дорога европейского уровня. По М-5 работы носят более локальный характер: дорогу в определенных местах расширяют, устраняют дефекты.
- Технологически для группы передислокация из одного региона в другой не является проблемой?
- Мы привыкли к этому и постоянно работаем именно таким образом. Прежде чем выходить в тот или иной регион, анализируем, насколько он нам понятен, какой материально-техической базой мы там располагаем. В Москве ВТС – присутствует уже около 15 лет. Были у нас подряды и на юге России, в Ростове. В Татарстане за 12 лет деятельности у ВТС сформировалась определенная инфраструктура. Сейчас мы начинаем контракт в Коми и частично перевели туда мощности из Татарстана.
- Как вы оцениваете темпы строительства метро в Самаре?
- Должен сказать, что областное правительство уделяет большое внимание развитию метро в Самаре. Сейчас в региональном бюджете на эти цели предусмотрен максимальный объем средств за последние 10 лет. К сожалению, с 2008 года строительство метро в нашем городе не финансируется из федеральной казны, что сказывается на темпах строительства.
Сейчас приоритетная задача - запустить станцию «Алабинская» в полноценном режиме и открыть движение автотранспорта до ул. Полевой. Окончательной определенности по схеме второй линии нет. Лимит средств на ее проектирование весьма ограниченный. Все предпроектные проработки нами уже сделаны. Например, наше предложение состояло в том, чтобы станция метро размещалась не под железнодорожным вокзалом, а на наземной платформе. Дело в том, что выход к подземной станции метро с привокзальной площади можно реализовать только по технологии глубокого заложения, а это бы привело к существенному удорожанию работ.
- В прошлом году группа «Волгатрансстрой» получила подряд на строительство станции метро «Озерная» в Москве. Насколько сложно вашей компании было получить этот контракт, учитывая высококонкурентный столичный рынок?
- Эта станция - наш первый опыт строительства метро в Москве, но наши проектировщики работают на этом рынке уже около 8 лет . Они выполняют заказы по проектированию как инфраструктурных объектов метрополитена, так и собственно станций. Заказчик уже работал с нашей компанией, она хорошо себя зарекомендовала, что облегчило для нас выход на этот рынок уже в качестве генерального подрядчика. Интенсивное развитие метро в Москве привлекло туда всех строителей со всей России, а также зарубежные компании. Конкуренция на этом рынке, действительно, высокая, как и требования к подрядчикам. Но с другой стороны, такие работы гарантируют стабильное финансирование в больших объемах. Станция «Озерная» будет строиться по типовому проекту мелкого заложения, по которой выполнена и «Алабинская» в Самаре. Поэтому для нас этот объект понятен. Но если в Самаре мы над станцией работали в течение 8 лет, то в Москве обязаны сдать ее вчетверо быстрее. И основной объем контракта будет выполнен в 2016 году.
- Выходит, что инорегиональные рынки ВТС привлекательнее благодаря большим объемам работ и финансирования. Почему в таком случае вы по прежнему стремитесь развивать свой бизнес на территории Самарской области?
- «Волгатрансстрой»- это самарская компания. Основная часть наших сотрудников отсюда. Дома работать приятнее и спокойнее. С другой стороны, наш бюджет сегодня превышает бюджет областного минстроя. Поэтому не развиваться в других регионах мы просто не можем.
- Как сегодня складываются отношения между группой «ВТС» и фискальными органами? Известно, что в ФНС посчитали, что сотрудничество с некоторыми контрагентами привело к получению необоснованной налоговой выгоды…
- «ВТС» вызывает интерес налоговых органов на протяжении многих лет. Очевидно, масштаб группы сегодня таков, что мы постоянно оказываемся в зоне их пристального внимания: проверка завершается в одной компании, и незамедлительно начинается в следующей. Тем не менее, претензий к представителям ФНС у нас нет, они выполняют свои обязанности. Те, кто проверяют, обычно полагают, что мы что-то прячем. Мы пытаемся доказать, что у нас все нормально. При возникновении разногласий компания обращается в арбитраж. Как правило, нам всегда удавалось одерживать победу в таких спорах. Это обычная для нас деятельность, хотя она и отвлекает от нашей основной работы. Очень серьезные претензии у нас имеются к налоговому законодательству в целом. Оно, на наш взгляд, не только неэффективно, но и вредно для бизнеса.
- Согласно материалам арбитражного суда, один из контрагентов подал иск о банкротстве ЗАО «ВТС-9». Каковы могут быть последствия данного процесса?
- Проблем взаиморасчетов с контрагентами отрицать я не буду. Но надо обратить внимание на следующее. За 2014 год размер дебиторской задолженности перед ВТС составляет около 500 млн рублей. Заказчики, прежде всего государственные, задолжали нам такую сумму. На 1 июля этот показатель был в полтора раза выше. Доля регионального минстроя в нашей дебиторской задолженности невелика, хотя она есть. Наличие долгов приводит к тому, что и мы не всегда имеем возможность своевременно расплачиваться с нашими подрядчиками. С некоторыми из них споры рассматриваются в судебном порядке. Относительно дела о банкротстве могу сказать, что в ближайшее время эти разногласия мы урегулируем. Суть дела в том, что контрагент решил добиваться взыскания задолженности именно таким способом.
Причину сложившейся ситуации я вижу и в том, что год назад Центробанк фактически обрушил кредитную систему реального сектора экономики. В первую очередь это коснулось строительства. Спросите у любого банкира, как они оценивают строителей в качестве заемщиков. Вы услышите самые негативные отзывы. Видеть их в качестве заемщиков банки не хотят. Решение же резко поднять ключевую ставку было, на мой взгляд, вообще преступным (имеется в виду решение Центробанка РФ от 16 декабря 2014 года об изменении ключевой ставки с 10,5% до 17% - прим «СО»). Оно привело не только к росту ставок по кредитам. Банки стали «резать» уже существующие кредитные линии, в одностороннем порядке менять условия договоров. Практически все строители столкнулись с этой проблемой. И это в то время, как заказчики обычно выражают желание, чтобы подрядчик вел работы первоначально за счет собственных средств, а уже в дальнейшем их оплачивают. Соответственно, строители привлекали заемные ресурсы, начинали объекты, и вдруг эти займы резко дорожали.
«Волгатрансстрою» за счет устойчивого финансового положения удается получать кредиты. Их объем уменьшился, условия стали менее привлекательны. Более того, в операционной деятельности мы решили совсем отказаться от заемных средств. «Длинные» кредиты у нас действуют по девелоперским проектам.
- Как, по-вашему, в сложившихся условиях будет развиваться строительный бизнес?
- Девелоперская деятельность характеризуется долгосрочностью инвестиций. Поэтому она нуждается в столь же долгосрочной кредитной поддержке, на срок от 10 лет. Начиная реализацию таких проектов, нужно быть уверенным, что банк не изменит условия кредита. Даже докризисная процентная ставка- в 12 %, о которой мы вспоминаем с ностальгией , является слишком высокой для развития бизнеса. На мой взгляд, наиболее приемлемы 8% годовых. Но таких предложений в России нет. Все наши гостиничные проекты реализовывались в сотрудничестве с иностранными банками, по ставке в 3-4 %. Сейчас же кредитоваться за рубежом невозможно, сказывается влияние геополитических факторов.
Я думаю, что 2016 год будет тяжелее нынешнего. Вероятно, нам предстоит услышать о громких банкротствах на строительном рынке. Уход с рынка игроков, сокращение числа проектов привет к росту цен на недвижимость. Но кризис в любом случае рано или поздно пройдет.
- В контексте кризисных явлений в российской экономике, ожидается ли какая-то оптимизация бизнеса «Волгатрансстроя»?
- Мы нацелены на расширение бизнеса. Никаких планов по ликвидации отдельных компаний у нас нет. Реорганизация в составе группы происходит в плановом порядке. Рынок сегодня диктует такие условия, что требуется «ужаться» по направлению гражданского строительства. Но одновременно, есть перспектива развития транспортного строительства.
- В преддверии футбольного чемпионата в России будете ли вы реализовывать новые гостиничные проекты?
- В этом году был открыт отель в составе многофункционального комплекса «Новый Арбат» в Москве. В других проектах по тем причинам, что я назвал, участвовать пока не будем.
- В октябре в Самаре на публичных слушаниях была отклонена заявка ООО «Клубный дом», планирующего построить комплекс апартаментов позади отеля «Ренессанс» (в свое время отель строился «Волгатрансстроем»). К этой теме ВТС тоже имеет отношение?
- У нас в свое время был масштабный проект строительства второй очереди «Ренессанса» совместно с оператором гостиничной сети «Мариотт». В 2008 году после серьезного спада на рынке коммерческой недвижимости от этого проекта пришлось отказаться. Поэтому мы трансформировали планы по застройке этой территории. Решено было построить там апартаменты. Сейчас реализация проекта остановлена, не только из-за результатов публичных слушаний, но и в связи с дороговизной и сложностью получения кредитных ресурсов.
- Один из перспективных девелоперских проектов «ВТС»- застройка площадки в непосредственной близости с ЖК «Ладья» - в границах ул. Мусорского, Липецкой, Северо-восточной магистрали. Недавно компания продлила разрешение на планировку этой территории. Как ее планируется осваивать ?
- Интерес к застройке этой территории мы по-прежнему сохраняем. В связи с последними событиями на кредитном рынке, и общей волатильностью в сфере коммерческой недвижимости, пока по проекту ведутся лишь предварительные проработки. Мы прорабатываем возможные планировочные решения. Когда возможно приступить к этому проекту - сказать я не могу. В любом случае уже важно то, что силикатный завод, наконец, остановил свою деятельность на территории города, прекратились вредные выбросы в атмосферу. Это позитивный факт для жителей не только нашего объекта- жилого комплекса «Ладья», но и всего соседнего района.
По моему убеждению, ту часть территории кирпичного завода, которая граничит с Волгой, вообще не стоит застраивать. Здесь должна располагаться набережная, но могут появиться некие подземные сооружения, паркинги, а также наземные объекты спортивного, развлекательного назначения высотой до двух этажей. Любые высотные строения закроют вид на Волгу, что недопустимо. Хотелось бы, чтобы данная зона была открыта для всех горожан. В Самаре прекрасная набережная, причем каждая из очередей обладает индивидуальным стилем. Часть территории у силикатного завода также можно было бы организовать разноуровнево, по принципу каскада, с выходом к новому храму. Эти аспекты будут отражены и в наших эскизных проработках.
- Экономический кризис как-то отразился на продажах в жилом комплексе «Ладья»?
- В объекте нераспроданными остаются лишь около 10% квартир. Все кредиты на проект погашены. Сейчас мы уже не зависим от уровня спроса на такое жилье.